Не пропусти
Главная » Ребенок » Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Индивидуальная программа для ребенка с ОВЗ (с синдромом Дауна)

аИндивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Аннотация: представлена индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна).

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

1.1. Общие сведения о ребенке:

Дата рождения: на момент поступления в группу 3г.10м.

Дата поступления в группу: сентябрь 2015

Срок реализации программы: 1 год

Рекомендации ПМПК: обучение во второй младшей группе

1.2. Краткая психолого – педагогическая характеристика на ребенка:

(составляется после проведенного психолого – педагогического обследования, а также наблюдений за ребенком, позволивших выявить актуальный уровень основных линий развития и его потенциальные возможности)

Диагностика была проведена на основе «Формализованной карты исследования психоневрологических функции у детей первых 7 лет жизни» из пособия: Скворцов И.А. «Исследование профиля развития психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений» — М, 2002 г.

Карта универсальная и может быть использована у детей любого возраста от 0 до 7 лет, при любом типе и любой степени выраженности задержки.

— Понимает команды без жестового подкрепления (8,5 мес.)

— По просьбе находит знакомые предметы (9 мес.)

— Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках (10 мес.)

— По указанию взрослых выполняет действия с игрушками: «Покачай лялю» (10,5 мес.)

— узнает значение некоторых слов, коротких фраз (1 г.)

— различает несколько предметов по названиям (ляля, мячик) (1 г.)

— машет рукой на прощание (11 мес.)

— Проявляет сопереживание, утешение (1г. 2мес.)

— Имитирует действия взрослого с некоторыми бытовыми предметами (1г. 8 мес.)

Параметры обследования взяты на уровень первой младшей группы по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г. [9]

Характеристика ребенка по итогам обследования:

Особенности деятельности: в предметной деятельности характерны неспецифические манипулятивные действия с предметами (стучит предметами, кидает, тянет в рот)

Особенности познавательной сферы: зрительный контакт устанавливает, эмоциональный фон положительный, подражательная деятельность недостаточна. Девочка различает отдельные бытовые и часто используемые предметы, некоторые игрушки. Не всегда понимает обращенную к ней речь.

Особенности внимания: неустойчивость активного внимания, короткий период концентрации внимания.

Особенности памяти: обследование затруднено из-за непонимания ребенком инструкции и отсутствия речи.

Особенности мышления: Наглядно-действенное мышление на низком уровне (коробку форм складывает, применяя силовой метод, пирамидку самостоятельно не собирает, действует хаотично). В схеме собственно тела ориентируется (показывает глазки, нос, ротик, руки)

Обучаемость: отмечается низкая степень организации ребенка во время игр и занятий.

Эмоционально-волевая сфера: отмечается повышенная двигательная активность, поведение полевое, хаотичное.

Настроение чаще позитивное, сопровождается улыбкой. Проявляет активный интерес к игровому материалу, но быстро пресыщается. После недлительного взаимодействия с игровым материалом начинает его раскидывать и теряет к нему интерес. В результате собственной деятельности не заинтересована.

Развитие речи: лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) («ма» «ба»), чаще использует невербальные средства общения. Фразовая речь отсутствует, речь как средство общения не использует. Пассивный словарный запас ограничен. Артикуляционная моторика нарушена, отмечается готическое нёбо, рот приоткрыт, кончик языка вытащен.

1.3. Организация условий воспитания и обучения ребенка в детском саду

(отмечаются требования к организации режима дня, медицинские рекомендации, расписание занятий (формы работы с ребенком), подбор специального оборудования, дидактического материала, возможность участия ребенка в общих мероприятиях, выбор адаптированных коррекционных программ, взятых за основу для разработки содержания коррекционной работы, обоснование данного выбора)

  • Ребенок посещает разновозрастную группу для детей с ОВЗ (с ЗПР) в сопровождении.
  • Для ребенка организован режим дня по второй младшей группе (программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г.);
  • Ребенок присутствует на всей НОД (согласно сетке занятий с учетом времени), включая музыкальное, физкультурное, выполняя по возможности доступное, во всех режимных моментах.
  • С ребенком проводятся индивидуальные занятия (согласно сетке): с дефектологом (4 раза в неделю)
  • Диагностика: проводится 2 раза в год — сентябрь, май.

Для проведения индивидуальных игр-занятий необходимо создать следующие условия: предлагать соответствующее возрасту и возможностям ребенка общение со взрослым и детьми; участие близких родственников в проведении игр, режимных моментов; подбирать предметы и игрушки с учетом интереса, возраста и возможностей ребенка.

Формы проведения организованной образовательной деятельности:

  1. Включение ребенка в НОД в условиях подгруппы детей (4 – 5 детей)
  2. Индивидуальные занятия
  3. Общение с ребенком во время самостоятельной деятельности и во время проведения режимных моментов

Построение НОД (непосредственная образовательная деятельность) в условиях индивидуального взаимодействия «взрослый – ребенок» (за основу взяты рекомендации из практического пособия для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Л. В Пронина «коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым», М.- ПАРАДИГМА, 2013г. – 112с.) [2]

I. Введение ребенка в игровую ситуацию. Использование сюрпризных моментов («чудесный мешочек», кукла в яркой коробке» и др.), заводные, музыкальные игрушки.

II. Проведение игры. Используются игры, способствующие развитию ребенка по нескольким направлениям:

— социальное (формирование взаимодействия ребенка и взрослого, представление у ребенка своего «Я», представления о других, об окружающем предметном мире, формирование культурно-гигиенических навыков).

— физическое (развитие и коррекция общих движений, мелкой моторики, формирование зрительно-моторной координации)

— познавательное (активизация и совершенствование ориентировочной деятельности, развитие восприятия, ознакомление ребенка с окружающей действительностью)

— развитие предметных и предметно-игровых действий, развитие продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование)

III. Подведение итога НОД. Важно похвалить ребенка, помочь убрать игрушки на свои места.

2. Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.

Коррекционно-воспитательная работа реализуется по следующим направлениям.

2.1. Направление I. Социальное развитие

Задачи этого раздела направлены на формирование у ребенка социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять действия связанные с навыками самообслуживания; во время еды пользоваться ложкой, салфеткой; во время игр слушать взрослого, не хватать игрушки или пособия.

Основное содержание работы:

  1. Установление эмоционального контакта с ребенком через эмоционально-голосовые, тактильные и ситуативно-деловые средства общения, привлекать его внимание к звучащим игрушкам и действиям с ними.
  2. Привлекать внимание ребенка к игрушке или предмету, способу действия с ним.
  3. Привлекать внимание ребенка к своему отражению в зеркале, к своему отображению на фотографиях (это кто?)
  4. Продолжать формировать навык показывать разные части своего тела, лица на себе, на кукле.
  5. Учить подчиняться правилам поведения во время занятий через понимание слов: «можно», «да», «нельзя», «нет», «хорошо», «плохо».
  6. Приучать к режиму педагогических занятий со взрослым. Подчиняться требованиям взрослого во время игр, а именно простой инструкции.

7. Вызывать интерес к навыкам самообслуживания: привлекать внимание ребенка к воде, навыку мытья рук.

8. Помогать пользоваться ложкой, пить из чашки (побуждать к самостоятельному воспроизведению действий)

9. Формировать умение снимать с себя некоторые предметы одежды (шапку, шарфик, рукавицы)

10. Формировать навык опрятности (путем периодичного высаживания ребенка на горшок)

2.2. Направление 2. Физическое развитие

Основное содержание работы:

  1. Побуждать ребенка к совместному выполнению динамических упражнений (идти или бежать на зов взрослом или в сторону игрушки, действовать с игрушкой совместно со взрослым)
  2. Учить удерживать в руках мяч, бросать его в цель, катать в сторону, перекатывать мяч ребенок-взрослый, собирать мячики/кубики.
  3. Учить выполнять совместными действиями разные движения, постепенно формируя подражательные навыки: хлопать в свои ладоши, хлопать в ладони взрослого, топать ножками, прыгать на двух ногах с поддержкой и без поддержки взрослого, перешагивать через препятствия (веревочку, ленту, мячик)
  4. Совершенствовать умение передвигаться по лестнице (вверх/вниз)

2.3. Направление 3. Познавательное развитие

Основное содержание работы

1. Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками — выбор из двух предметов);

2. Учить обращать внимание ребенка на форму предметов (шарики — кубики), величину предметов (большой/маленький), привлекать внимание к обобщению выделенного свойства взрослым: «такой — не такой»

3. Соотнесение формы предметов (шарики — кубики, крыши — кирпичики) с помощью проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные: предметы одного цвета, величины, но разной формы.

4. Формировать умение соотносить плоскостную и объемные формы в практическом действии с предметами (коробка форм). Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;

5. Формировать умение учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине (большой кукле — большая кровать, маленькой кукле -маленькая кровать)

6. Вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке — матрешке (2-3-элементной), учить действовать с ней.

7. Развивать способность к целостному восприятию объектов (работа с разрезными картинками без фона из двух частей, с парными картинками);

8. Формировать умение воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один-много;

9. Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.

10. Учить распознавать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность (способом примеривания, наложения). Выделять цвета методом сличения «такой — не такой». Выполнение инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые, красные». (На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»):

2.4. Направление 4. Речевое развитие

Основное содержание работы:

1. Формирование интереса к речевым и неречевым звукам (звучащим игрушкам, погремушкам, музыкальным инструментам).

2. Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков). Учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу чу»-что это едет?», «Би-би» — а это что?», «Кто тебя зовет — «мяу»?»

3. Узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: «А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: «О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мьппка пищит: «И-и-и»; •

4. В экспрессивной речи формировать простейшую лексику на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» — поет мама»; «Уа-уа» — плачет малыш» и т. п.;

5. Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;

6. Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот —. зевнуть, вытянуть губы, подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;

7. Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;

8. Расширять объем пассивного словаря с названиями предметов окружающего быта.

9. Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия предметы, картинки («Покажи, где Катя стирает», «Покажи, где Катя лепит пирожки» и др.)

2.5. Направление 5. Художественно – эстетическое развитие

Основное содержание работы

1. Формировать умение совместно со взрослым действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением; учить выполнять предметно-игровое действие по подражанию действиям взрослого (игры: «Покатай матрешек», «Покорми куклу», «Построй забор», «сделаем мебель для матрешки» и др.)

2. Формировать интерес к рисованию («Рисуем дождик», «Рисуем солнышко для цыпленка», «Лепим курочке зернышки»)

3. Побуждать ребенка к совместным действиям и действиям по подражанию взрослому: в процессе изображения прямых и круговых линий; в процессе лепки — мять и катать пластилин; в процессе конструирования — ставить друг на друга элементы конструкции.

(Примерный план мероприятий (формы, методы и приемы взаимодействия с родителями), а также основные рекомендации для родителей).

  • Знакомство: Знакомство с родителями, педагогами, специалистами детского сада.

Обсуждение вопросов: организация режима дня в ДОУ и дома; регулярности, длительности проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прошлый опыт в новые ситуации).

  • Ежедневные консультации родителями.

Предоставляется информация о том, что происходило во время занятий с девочкой, какая цель упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи ребенка, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях.

  • Совместные индивидуальные игры-занятия.

4. Результаты Коррекционно – развивающей работы:

(по каждой области можно отметить чему научится ребенок концу года)

Социальное развитие: ребенок вступает в контакт со взрослыми, в условиях индивидуального взаимодействия манипулирует игрушками, положительно откликается на тактильные ощущения исходящие от взрослого, понимает и выполняет простые инструкции: «Принеси», «Подними игрушку», «Дай мне мяч», «Покачай лялю». Узнает себя в зеркале, показывает основные части тела и лица.

Физическое развитие: выполняет действия по подражанию взрослого (хлопает в ладоши, топает ногами, имитирует некоторые действия по подражанию: «мишка топает», «сорока-ворона кашу варила» и др.) удерживает в руках мяч, кидает его.

Познавательное развитие: ребенок манипулирует игрушками, как и любыми другими предметами – встречаются специфические манипуляции, которые направлены на выявление свойств предмета (например: двигает машину вперед и назад, катит мячик) и неспецифические манипуляции (например: стучит игрушками, разбрасывает и др.); нанизывает кольца на стержень пирамидки без соотнесения по величине; выполняет игры по типу вкладыши методом проб и ошибок; знает и показывает части тела на кукле; сличат цвета (красный – желтый); геометрические формы (кубик – мячик); различает предметы контрастных размеров (большой – маленький); показывает на картинках некоторые игрушки и животных, соотносит предметы с изображением хорошо знакомых объектов;

Речевое развитие: накоплен пассивный словарь существительных и некоторых глаголов; активные вокализации разного характера («Ааа», «Ба», «Па», «Ма», «Ам»)

Художественно-эстетическое развитие: удерживает в руке карандаш, выполняет «тыкающие» движения и пытается проводить линии; включается в процесс совместного конструирования простых построек из кубиков (например: башня).

5. Программно – методическое обеспечение:

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)

2. Браткова М. В., Закрепила А. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста со взрослым. Практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М. 2013 г., — 112с.

3. Есипова Т. П. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей. — Новосибирск.

4. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна.-М. 20Юг.-136с.

5. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с Синдромом Даун (Организация, содержание и методика работы адаптационных групп) М. — 2002,197 с.

6. Закревская О. В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактики отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В. Закревская. — М.: Издательство ГНОМ, 2014.-88 с.

7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис. 2002. — 128 с.

8. Кобякова Е. А. Индивидуальная образовательная программа, адаптация и модификация развивающей среды как основные составляющие процесса включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение. Информационно-методическое пособие: Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр — шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех», реализуемой CAF Россия совместно и при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Агат» г. Новосибирск — 2010 г.

9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы М:Мозаика — Синтез 2010.

О admin

x

Check Also

Конвенция о правах ребенка — Конвенции и соглашения

Конвенции и соглашения Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года Государства-участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации ...

Спортивные школы Киева и секции для детей

Развитие ребенка после рождения 37 лет успешного преподавания на рынке — 20 лет опыта подготовки профессиональных гимнасток — 17 лет успешного обучения в «Студии Серебрянских» — более 11 000 воспитанников ...

Как рисовать цветы

Как рисовать цветы Цветы можно увидеть на картинах многих известных художников. Живописцы видели в цветах душу, сравнивали их с людьми. Именно поэтому эти картины считаются сокровищами мирового искусства. Бесценные полотна ...

Сценарий игровой программы — Новый год во дворе — для детей младшего школьного возраста

Сценарий игровой программы "Новый год во дворе" для детей младшего школьного возраста Сценарий новогодней игровой программы разработала Малыгина Татьяна Евгеньевна — преподаватель игровых технологий колледжа искусств. Цель мероприятия — воспитание ...

Упражнения для развития памяти

Упражнения для развития памяти Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развивающие упражнения. Рекомендуем родителям и специалистам: Группа №1: Упражнения на развитие способности к воссозданию мысленных образов (визуализацию ...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста, Гимназия № 22

Психологические особенности детей младшего школьного возраста Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10–11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно ...

Школьный психолог, психологическая помощь детям

Цели и задачи проекта «Школьный психолог» Проект создан для оказания профессиональной помощи молодым специалистам психологам, дабы быстрее освоиться с навыками работы в школе. Также материалы профессиональных психологов помогут родителям, желающим ...

Как открыть детскую игровую комнату с нуля, вложения: от 300000 руб

Порядок открытия детской игровой комнаты Практические рекомендации по грамотной организации детской игровой комнаты, с анализом требуемого оборудования. Детская игровая комната (детский развлекательный центр) – это место проведения досуга ребенка или ...

Производство индейки

Производство индейки Проект по производству мяса индейки стал первым проектом группы компаний «Дамате» в Пензенской области. Проект, начатый много лет назад недобросовестными инвесторами, перешел в ГК «Дамате» в 2011 году ...

Поддержка малого бизнеса 2018: госпрограммы, фонды поддержки предпринимательства и субсидии на открытие малого бизнеса

Субсидии для малого и среднего бизнеса от государства в 2018 году Развитие бизнеса — это одна из самых приоритетных государственных задач. Ведь бизнес — это основа формирования бюджета. Из данной ...

Как открыть детский развивающий центр: какие нужны документы и сколько это будет стоить?

Все лучшее — детям, или Как открыть детский развивающий центр Детский развивающий центр – это прекрасная возможность попробовать свои силы в бизнесе и принести ощутимую пользу обществу. Сейчас, когда все ...

Как открыть учебный центр — бизнес-план тренингового центра

Открываем учебный центр Современный ритм жизни диктует сегодня определенные условия, требующие постоянного повышения образовательного уровня для поддержания конкурентоспособности на рынке труда. Рассмотрим статью о том, как открыть учебный центр (тренинговый) ...

Игры для детей 5 лет: подвижные, логические, обучающие, развивающие, игры и конкурсы на День рождения

Игры для детей 5 лет Что нужно знать о возрасте 5-летнего ребенка В жизни каждого родителя наступает период, когда их беззащитный, неуклюжий малыш превращается во взрослеющую личность, со своими привычками, ...

Игры для детей

Развивающие игры для детей первого года жизни Игровые карточки к букварю Н.С.Жуковой Уважаемые родители и педагоги! Представляем вам новинку на рынке развивающей литературы для детей — уникальную "Методику проведения дополнительных ...

Занятия по Экологии

Занятия по Экологии Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи об экологическом воспитании, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. ...

Развивающие игрушки для правильного роста

Развивающие игрушки для правильного роста Адреса магазинов в Новосибирске . улица Пермитина 24, 3 этаж торгового центра Мебель Сибири. Вход справа от «Быстронома». улица Ленина 21/1, первый этаж торгового центра ...

Обучение счету и математике детей дошкольного возраста

Обучение счету и математике детей дошкольного возраста Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru, то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это ...

Развивающие онлайн игры для детей

Развивающие игры онлайн Краткое содержание: Игры онлайн: развитие внимания, развитие речи, подготовка к школе, букварь онлайн, занимательная математика. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому в этом возрасте все ...

Игрушки оптом от Знаток

Игрушки оптом от Знаток Компания ООО «ЗНАТОК ПЛЮС» рада приветствовать Вас на сайте производителя детских развивающих электронных игрушек оптом ЗНАТОК. Обучающие материалы, игры, книги, учебные и игровые пособия известные на ...

ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ! Подробные мастер-классы! Заходите!

Развивающие игрушки Каждая рукодельница знает: свободное время – на вес золота. И действительно, иногда дела и заботы настолько поглощают нас, что и для себя, любимой, минутку выделить сложно, чего уж ...

Развивающие игры для детей — играть онлайн бесплатно

Развивающие игры для детей онлайн При помощи специалистов команда сайта onlineguru подобрала развивающие игры для детей. Детские психологи, преподаватели и воспитатели принимали участие в правильной разработке таких игр. С помощью ...

Рейтинг@Mail.ru