Не пропусти
Главная » Ребенок » Методическая работа по изобразительной деятельности в детском саду и районном методическом кабинете

Методическая работа по изобразительной деятельности в детском саду и районном методическом кабинете

Методическая работа по изобразительной деятельности в детском саду и районном методическом кабинете

В. Б. Косминская и др.

М., «Просвещение», 1977 г.

Работа заведующей детским садом

Успешное решение задач воспитания и обучения в детском саду зависит от слаженности и организованности коллектива педагогов. Большая ответственность за создание такого коллектива ложится на заведующую детским садом. Ее глубокие знания в области основ изобразительного искусства, методики руководства изобразительной деятельностью детей позволят правильно организовать учебно-воспитательный процесс и добиться высоких результатов в деле эстетического воспитания дошкольников. Заведующая детским садом организует работу воспитателей, используя различные методы: индивидуальные беседы, посещение занятий, педагогические совещания и т. п.

Рассмотрим основные направления работы заведующей по руководству изобразительным творчеством.

Заведующая детским садом должна тщательно изучать работу каждого педагога. Для этого ей необходимо посещать занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию во всех возрастных группах, определив цель посещения. Например, заведующая детским садом проверяет, как используют воспитатели занятия различными видами изобразительной деятельностью с целью всестороннего развития дошкольников. Для этого она анализирует методы и приемы, которые применяет педагог для воспитания образного мышления, внимания, воображения. Или во время посещения занятия заведующая может проверить, как усваивается детьми программный материал. Она выясняет, соблюдается ли последовательность в прохождении учебного материала, как дошкольники его усваивают, отводится ли время для закрепления полученных знаний, умений и навыков. Посетив несколько занятий в одной группе, она проверяет план работы, знакомится с детскими рисунками, аппликациями, проводит беседу с педагогом.

Иногда возникает необходимость просмотра занятий во всех группах. Так, заведующая одного из детских садов заметила, что дети подготовительной группы скованно рисуют карандашом. Как известно, судорожное сжимание карандаша пальцами отрицательно влияет не только на дальнейшее обучение дошкольников рисованию, но и на усвоение техники письма в школе. При просмотре занятий по рисованию цветными карандашами во всех возрастных группах ей удалось установить, что неправильный прием рисования прививается с младшей группы. Воспитатели не придают должного внимания приобретению правильного навыка работы карандашом, не учитывают психологию малышей, показав 2—3 раза, как следует правильно проводить по бумаге легкие линии, как наносить штриховку, в дальнейшем не поправляют детей, которые сильно нажимают карандашом. Анализ выполненных работ в старших группах показал, что здесь закрепляется неправильная техника рисования, которая к концу пребывания ребят в детском саду становится трудно исправимым навыком.

Таким образом, целевой просмотр и анализ занятий дает возможность, с одной стороны, глубоко изучить положительные и отрицательные моменты в работе педагога, с другой — помочь воспитателю в руководстве изобразительным творчеством детей. Каждое целевое посещение должно заканчиваться беседой с воспитателем, в процессе которой анализируются положительные стороны и недостатки в его работе.

Так, после посещения занятия по рисованию с натуры в старшей группе заведующая обратила внимание на то, что педагог не совсем четко представляет себе значение использования натуры в обучении, вследствие чего применяет неправильные методы. Поэтому не случайным был вопрос: каковы учебные и воспитательные задачи рисования с натуры? В совместной беседе была выявлена сущность и специфика работы дошкольников в этом виде работ, подробно рассмотрены приемы и методы обучения рисованию с натуры. Такого рода беседа помогла воспитателю разобраться в теории вопроса и с учетом пожеланий руководителя детского сада организовать работу с детьми.

Педагогические совещания — важное средство повышения квалификации воспитателей и пропаганды передового опыта в детском саду.

Содержание и методы проведения педагогических совещаний с целью улучшения работы с детьми по изобразительной деятельности могут быть различными. Это зависит от состояния работы по рисованию, лепке и аппликации в детском саду, а также от квалификации воспитателей. Как правило, такие совещания бывают посвящены теоретическим или практическим вопросам руководства изобразительной деятельностью детей разных возрастных групп.

Подготовка к совещанию зависит от его содержания. Так, если будут обсуждаться вопросы теоретического характера, то педагоги составляют доклады и знакомятся с соответствующей методической литературой. Если же на совещании будут рассматриваться различные стороны практической деятельности воспитателей, то подготовка к нему может быть более широкой: предварительное посещение и просмотр открытых занятий, организация выставок детских рисунков, аппликаций, анализ планов работы и т. д.

Приведем пример. Чтобы рассказать педагогам о роли изобразительной деятельности в эстетическом воспитании, заведующая подготовила доклад на тему «Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания дошкольников». В обсуждении доклада и раскрытии некоторых аспектов темы приняли участие все педагоги. В заключение совещания заведующая предложила воспитателям познакомиться с новой литературой по вопросам изобразительного искусства.

Роль руководителя детского сада в подготовке совещания заключалась не только в написании доклада, но и в подборе литературы для воспитателей, помощи им в составлении планов выступлений.

Доклады теоретического характера могут быть подготовлены воспитателями, интересующимися изобразительным искусством, и педагогами с высшим специальным образованием.

Большой интерес представляют совещания, посвященные пропаганде передового опыта работы воспитателей по руководству изобразительной деятельностью детей. Изучение и обобщение передового опыта даст возможность воспитателям использовать его в своей работе.

Подготовка и проведение такого совещания заключается в следующем. Опытный педагог проводит несколько открытых занятий, на которых демонстрирует наиболее эффективные приемы и методы воспитания и обучения. В беседе с воспитателями он рассказывает о приемах работы с отдельными детьми.

Как правило, совещания по обобщению передового опыта проводятся по такому плану: 1) доклад опытного педагога о системе обучения дошкольников; 2) обсуждение доклада и анализ работы воспитателя; 3) заключительное слово заведующей детским садом. На совещаниях целесообразно подводить итоги изобразительной деятельности за квартал. Воспитатели каждой группы рассказывают о том, как дети усвоили вопросы программы, какие темы были сложны для них, какие трудности испытывали педагоги. К этому совещанию обязательно должна быть приурочена выставка детских работ, иллюстрирующая сообщения воспитателей. В процессе подготовки и проведения таких совещаний воспитатели учатся анализировать учебно-воспитательный процесс, систематизировать детские рисунки, аппликации, выделять вопросы, требующие коллективного обсуждения.

Каждое педагогическое совещание должно давать работникам детского сада определенные знания, расширять их кругозор, способствовать дальнейшему улучшению работы по всем разделам изобразительной деятельности.

Для лучшей постановки в детском саду эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности необходимо более глубокое изучение деятельности детей.

Заведующая и воспитатели благодаря непосредственному общению с детьми имеют возможность длительного наблюдения в процессе занятий, создают те условия, при которых можно более глубоко и целенаправленно изучать влияние разнообразных методов на развитие изобразительного творчества дошкольников. От заведующей детским садом большей частью зависит выбор темы для углубленной работы, в ее руках должны быть организация и контроль за этой работой.

Углубленная работа по различным вопросам воспитания детей, во-первых, сплачивает весь педагогический коллектив, так как обязательно возникают общие интересы, проблемы, которые решаются коллективно; во-вторых, улучшает качество воспитательной и образовательной работы с детьми, так как тщательное изучение любого вопроса воспитания влечет за собой изучение детской психологии, детских проявлений в играх, труде, взаимоотношениях; в-третьих, обогащает знания заведующей и воспитателей. В некоторых садах углубленная работа понимается не совсем правильно, когда все внимание отводится изобразительной или другой изучаемой деятельности, в то время как другие разделы работы суживаются, тем самым не осуществляется всестороннее, воспитание. Дело заведующей — не допускать такого искривления, надо помочь воспитателю наладить работу так, чтобы, с одной стороны, осуществлялось гармоничное развитие детей, с другой — был бы удовлетворен интерес воспитателя к исследованию какого-либо вопроса.

Основными положениями для всякой углубленной работы, в том числе и по вопросам изобразительной деятельности, являются следующие:

выдвижение для изучения актуального, диктуемого жизнью вопроса, темы;

определение методов и разработка содержания углубленной работы;

определение участников работы.

При выборе темы надо ориентироваться на малоизученные, но важные для воспитания. Но по своей сложности тема должна быть доступна педагогическому коллективу.

Заведующая помогает воспитателям планировать работу, организует просмотр занятий, направляет обсуждение методов и т. д. После того как собрано и систематизировано достаточное количество фактов, необходимо осмыслить их и доказать закономерность выявленного содержания и разработанных методов.

В анализе материала, в подведении итогов большая роль принадлежит заведующей. Она помогает воспитателю оформить собранный материал для доклада, организовать выставку детских работ.

Большая работа, проделанная педагогическим коллективом, не должна оставаться в стенах детского сада, ее необходимо заслушать на методических объединениях района. Ценный опыт работы данного детского сада должен получить распространение. Таким образом, углубленная работа, проведенная одним детским садом по отдельным вопросам методики изобразительной деятельности, влияет на улучшение качества работы с детьми в других детских садах.

Важным в работе заведующей является ее умение организовать условия для полноценной работы. Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы, методических пособий, произведений искусства и т. п.

От заведующей зависит хранение и четкое размещение всего материала. Обязательным в хранении пособий должен быть образцовый порядок, красивое их расположение на полках с применением определенной классификации предметов.

Часть материала заведующая выдает воспитателям для работы с детьми. Часть оборудования остается в качестве запасного, который всегда может быть получен воспитателями.

Большой воспитательный эффект дает совместная работа воспитателей в детском саду и родителей в семье.

Рассмотрим роль заведующей в эстетическом просвещении родителей. Эта работа ведется в нескольких аспектах: объяснение задач эстетического воспитания, расширение знаний родителей об изобразительном искусстве и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье.

Руководитель детского сада в беседах с родителями узнает об их интересах и осведомленности в области изобразительного искусства, рассказывает о задачах изобразительной деятельности, дает советы, как знакомить малышей с искусством, как организовывать занятия лепкой, рисованием, аппликацией в домашних условиях.

Вопросы воспитания средствами изобразительного искусства могут быть предметом обсуждения на родительском собрании, к которому заранее готовится выставка репродукций картин, изделий декоративно-прикладного искусства, выставка детских работ. Во многих детских садах устраиваются дни открытых дверей, на которых родители знакомятся с организацией воспитательной работы с детьми. В этот день должны обязательно быть проведены занятия по изобразительной деятельности во всех группах.

Работа методиста в городе (районе) по руководству изобразительной деятельностью детей проводится в двух планах. С одной стороны, это организация открытых занятий по изобразительной деятельности, изучение и распространение передового опыта; с другой — осуществление контроля за работой заведующих и воспитателей детских садов по эстетическому воспитанию.

Центром всей педагогической работы в городе (районе) является методический кабинет. В нем хранятся отчеты о работе детских садов, иллюстрации, наглядные пособия, организуются выставки, проводятся консультации.

Письменные методические материалы, конспекты открытых занятий, планы работы, записи интересных занятий, доклады на конференциях, родительских собраниях и т. д. представляют работники детских садов, их использует методист в работе с воспитателями.

Так же как и в детских садах, в кабинете организуют выставки произведений изобразительного искусства и детских работ. На выставках произведений искусства показывают способы подбора экспонатов для занятий с детьми, предлагают тексты аннотаций к картинам.

Выставки детских работ организуют с целью показа системы обучения дошкольников в различных детских садах, а также с целью знакомства с творческими возможностями дошкольников, с их особенностями создания выразительных образов в рисунке, лепке, аппликации и т. д.

Кроме того, в методическом кабинете должны храниться наглядные пособия для консультаций и разработки занятий передовых педагогов.

Районный или городской методист, являясь консультантом по вопросам изобразительной изобразительности детей, должен обладать достаточными знаниями в этой области, так как к нему могут обращаться воспитатели и заведующие по многим вопросам, возникающим в процессе работы.

Консультации по методике изобразительной деятельности вызываются разными поводами. В кабинет приходит воспитатель с просьбой объяснить, как наладить работу по изобразительной деятельности в группе детей разного возраста. Другой педагог просит помочь составить календарный план. Некоторые воспитатели приносят в кабинет детские рисунки и аппликации с просьбой посоветовать, как оформить выставку. Нередко заведующие обращаются за помощью в составлении плана работы кружка или в уточнении тезисов доклада на родительском собрании и т. д. Обязанность методиста — оказать квалифицированную помощь, дать исчерпывающую консультацию, вызвать у педагогов творческий подход к решению методических вопросов.

Проверяя и изучая работу детских садов по изобразительной деятельности, методист иногда видит необходимость пригласить отдельных работников на консультацию для ознакомления с материалами кабинета или для беседы.

Наряду с индивидуальными консультациями он проводит и групповые консультации. Так, после посещения нескольких детских садов он приглашает на консультацию заведующих и воспитателей подготовительных групп для обсуждения вопросов подготовки детей к школе в процессе занятий рисованием, лепкой и аппликацией. Методист анализирует просмотренные занятия, знакомит воспитателей с передовым опытом работы других детских садов, показывает планы, пособия и другие материалы. Методические объединения — это коллективная форма работы, направленная на улучшение учебно-воспитательного процесса в детских садах данного города или района. В планах работы методических объединений, составленных на основе пожеланий работников дошкольных учреждений, должны найти место и вопросы по изобразительной деятельности. В городах и районах, где имеется большое количество детских садов, объединения проводятся по возрастным группам, с которыми работают воспитатели.

Методические объединения по руководству изобразительной деятельностью детей иногда целесообразно проводить по одной теме, характерной для всех возрастных групп. Например, изучение темы «Роль словесных пояснений на занятиях изобразительной деятельностью» будет полезно воспитателям всех групп, так как пояснения, указания используются в работе с детьми всех возрастов и имеют огромное значение в развитии воображения, памяти, образного и логического мышления.

Важным средством повышения квалификации работников детских садов является организация семинаров, практикумов и кружков. Их цель — повышение теоретической подготовки воспитателей в области методики руководства изобразительной деятельностью детей. Для начинающих педагогов участие в работе семинаров обязательно.

На семинарских занятиях изучается методическая литература, составляются и обсуждаются планы работы, конспекты, проводятся посещения и анализ открытых занятий участников семинара.

Темами обсуждения на семинаре могут быть различные разделы программы, например: «Занятия декоративным рисованием», «Связь между различными видами изобразительной деятельности» и др.

На практикумах воспитатели овладевают изобразительными умениями, техническими навыками в работе с различными материалами: глиной, бумагой, красками, карандашами и т. д.

Кружки организуются для воспитателей и заведующих, интересующихся изобразительной деятельностью, в плане повышения их квалификации по рисунку, живописи, композиции, а также для имеющих склонность к углубленной научно-методической работе. На общих собраниях кружка обсуждаются планы и содержание занятий, иногда проводятся практические занятия с материалами, если этого требует тема. Например, в кружке по декоративному рисованию могут быть разработаны образцы декоративных работ с использованием элементов народного орнамента.

Опыт работы участников кружка оформляется в виде доклада, который может быть зачитан на научно-практической конференции, методобъединении.

Методист городского или районного методкабинета помогает педагогическому коллективу детского сада в осуществлении и оформлении результатов углубленной работы. Методист может сам предложить воспитателям или заведующей тему для углубленной работы, если он находит, что данный детский сад сможет плодотворно ее провести.

Затем он помогает каждому участнику разработать конкретный план. Вместе с воспитателем и заведующей анализируются методы проведения занятий, различных наблюдений с детьми и т. п. В процессе работы методист собирает участников для обмена мнениями и просмотра детских выставок. Завершающим этапом углубленной работы может быть городская или районная конференция. Кроме всех видов помощи, о которых говорилось выше, методист по дошкольному воспитанию призван осуществлять контроль за педагогической деятельностью работников детских садов. Он должен знать о состоянии учебно-воспитательной работы во всех дошкольных учреждениях. В начале года уместно проверить организацию занятий по рисованию, лепке, аппликации. В течение года необходимо осуществлять контроль за выполнением программы, за планированием и т. д. Свои замечания методист высказывает заведующей и воспитателям, советует им, как лучше исправить те или иные недочеты.

Как показывает практика, большую помощь в работе методистов оказывает актив воспитателей и заведующих, который может содействовать распространению достижений в области методики изобразительной деятельности.

В актив могут войти воспитатели и заведующие, интересующиеся методикой, владеющие некоторыми умениями в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Актив составляет план работы, в который входят вопросы помощи и контроля по развитию изобразительных умений детей. Члены актива участвуют в большой, эффективной работе по распространению лучшего опыта, организации методических объединений, проведению кружковых и семинарских занятий.

О admin

x

Check Also

Чем занять ребенка на даче

Чем занять ребенка на даче? Очень часто, после летних поездок на море или в дальние страны нам кажется, что отдых на даче является обычным, скучным и неинтересным. Да и ребенку ...

Родительское собрание «Воспитание успешного ребенка&raquo

Родительское собрание «Воспитание успешного ребенка» Родительское собрание «Воспитание успешного ребенка» Цель воспитателя: научить родителей задумываться о последствиях своих поступков, научить родителей правильно выражать свою любовь к детям. Задачи для родителей: ...

Какие игрушки для ребенка 6 месяцев

Какие игрушки для ребенка 6 месяцев Критерии выбора игрушек для 6 месячного ребенка Главное на этом этапе – не перегружать внимание ребенка, дать ему вдоволь наиграться с новой забавой и ...

Домашние животные для детей: их значение в развитии ребенка

ДетиСочи.ру Путеводитель по детским товарам и услугам в Сочи Дети и домашние животные Животных любят все дети. Обычно в возрасте 6-8 лет ребенок начинает просить у родителей купить ему котенка, ...

Услуги няни для ребенка в Москве — расчет стоиомости няни-воспитателя

Няня воспитатель для ребенка в Москве Дети – это радость, надежда и продолжение нашего рода. Но забота о детях требует большой самоотдачи, как в физическом, так и в моральном плане ...

Как провести майские каникулы с пользой для здоровья ребенка — новости на Здоровье

Как провести майские каникулы с пользой для здоровья ребенка Что думают педагоги и врачи? Считается, что каникулы необходимы для того, чтобы спало напряжение учебных дней, чтоб ученики могли восстановить свой ...

Детские качели для дома (98 фото): домашние, комнатные, для и дачи, качеля, в квартиру для ребенка

Детские качели для дома Детские качели для дома являются не только практичным, но и безопасным атрибутом в жизни каждого ребенка. В настоящее время существует огромное количество детских качелей, каждые из ...

Надувной круг для купания новорожденного: как правильно выбрать и купить, как купать ребенка

Круг для купания новорожденного Содержание: Круг для купания новорожденных облегчает жизнь родителям и дает море положительных эмоций малышам. Его можно использовать с самого рождения, когда ребенок еще не держит головку. ...

Как выбрать надувной бассейн для ребенка, Я — молодая мама

Как выбрать надувной бассейн для ребенка Надувной бассейн пригодится, пожалуй, всем, у кого в доме растет малыш. Конечно, оптимальный вариант — поставить бассейн на участке частного дома. Тогда и малыш ...

День рождения ребенка дома? Идеи для домашнего праздника, Снова Праздник!

Вы решили отметить день рождения ребенка дома? За идеями — сюда! (ссылки на мои лучшие статьи) Сегодня решила обобщить собственные статьи и собрать все идеи для детского праздника воедино, чтобы ...

Как отметить день рождения ребенка дома: тематика, игры, конкурсы

Как весело отметить день рождения ребенка дома? Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего блога! Многие родители не любят отмечать день рождения любимого чада дома по понятной всем причине, малыши шумят, ...

Купить детский манеж в интернет-магазине, Купить манеж для ребенка

Манеж для ребенка Игровая палатка в подарок!»> Игровая палатка в подарок!»> Игровая палатка в подарок!»> Игровая палатка в подарок!»> Игровая палатка в подарок!»> Игровая палатка в подарок!»> Игровая палатка в ...

У ребенка температура 40 — грамотные действия родителей

Что делать, если у ребенка температура 40? Ходить зимой без шапки, пробовать на вкус снег и сосульки, бегать летом по лужам или просто под дождем очень весело, но родители это ...

Может, кому пригодится, как выбрать термобелье для ребенка термобелье для детей, Метки: шерстяной, носить, какой, осень, зима

Может, кому пригодится, как выбрать термобелье для ребенка Детское термобелье фирмы Rei С наступлением холодов проблема выбора детской одежды превращается порой в настоящую головную боль. Конечно, как же тут не ...

Какое автокресло лучше и как правильно выбрать детское автокресло, автомобильное кресло для детей от 6 месяцев как выбрать автокресло для ребенка, Метки: автокресла, выбор

Какое автокресло лучше и как правильно выбрать детское автокресло Официальная статистика не утешительна – за год на дорогах России в автомобильных авариях погибает около 1 тысячи детей и около 25 ...

Аквагрим для ребенка: состав, безопасность, интересные идеи

Аквагрим для ребенка: состав, безопасность, интересные идеи Сегодня на городских и детских праздниках всё чаще можно увидеть малышей с раскрашенными лицами. Попробуем разобраться, что такое аквагрим для детей, зачем он ...

Воспитание ответственности у ребенка

Воспитание ответственности у ребенка Кадет Стоун, принимайте управление взводом! Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по ...

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа В широком смысле под ответственностью мы понимаем готовность отвечать за что-либо: за отношения, за порядок в прихожей, за домашнего питомца, за свои ...

Как оставить ребенка при разводе отцу: в каких случаях детей оставляют с отцом при разводе, как развестись с женой и оставить ребенка себе

Отец хочет оставить ребенка себе при разводе: как это сделать Развод – всегда непростое время как для супругов, так и для их детей. Осложняется это и возникновением споров о том, ...

Как развестись с женой и оставить ребенка себе?

Что нужно, чтоб оставить ребенка с папой Мы с женой разводимся. Жена снова выходит замуж. У нас с ней сын, семи лет. По судуребенок с отцом после разводапочти никогда не ...

Как оставить ребенка с отцом после развода? Насколько сложный это процесс?

Развод: может ли ребенок остаться с отцом? Что нужно знать и как это осуществить Для нынешнего поколения развод супружеской пары уже давно не является чем-то удивительным. Причин развода может быть ...

Рейтинг@Mail.ru