Не пропусти
Главная » Ребенок » Родительское собрание в детском саду «Семья — основа воспитания» — Планета Детства

Родительское собрание в детском саду «Семья — основа воспитания» — Планета Детства

Родительское собрание в детском саду «Семья — основа воспитания»

Родительское собрание в детском саду «Семья - основа воспитания» - Планета ДетстваПодготовка

1. Анкетирование родителей.

2. Изготовление с детьми приглашений.

3. Запись высказываний детей о своей семье.

4. Оформление выставки «Генеалогическое древо семьи».

Цель собрания: помочь родителям, осознать роль семьи в воспитании ребёнка. В ходе беседы помочь преодолеть трудности в воспитании детей.

1. Анализ проведённого анкетирования родителей. Психолог.

2. Выступление воспитателей «Понятие о семейном воспитании».

3. Разыгрывание проблемных ситуаций в воспитании детей.

4. Обсуждение памятки для родителей.

Анкета для родителей

Ваши взаимоотношения с детьми

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими детьми.

1. Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?

2. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?

  • Да
  • Стараюсь, но не всегда получается
  • Нет, не хватает времени

3. Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?

  • Спокойным доверительным тоном
  • Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
  • Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах

4. Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?

  • Общаетесь ли Вы на равных?
  • Считаете свое мнение выше, чем мнение ребенка?
  • Считаю, что ребенку должна быть предоставлена полная свобода в общении

5. Всегда ли Вы выслушиваете своих детей?

  • Да
  • По возможности стараюсь, но не хватает времени
  • Не обращаю внимания на детскую болтовню

6. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?

  • Таких причин не существует
  • Занятость на работе и бытовые проблемы
  • Ваш вариант ответа

7. Имеете ли Вы единые требования к воспитанию детей в семье?

  • Да
  • Нет, у каждого члена семьи свои требования
  • Не задумывались над этим вопросом

8. Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?

  • Да, всегда вникаю в детские проблемы
  • Не всегда, много своих проблем
  • Нет. Откуда у детей проблемы?

9. Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?

Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по развитию у детей навыков общения.

Понятие о семейном воспитании

Семья — это основа воспитания.

По-научному, семейное воспитание – это воздействия на ребенка со стороны членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семья для ребенка – это одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Семья влияет на развитие личности ребёнка.

Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребёнок проводит примерно две трети своего времени. Здесь он играет, читает, готовит уроки, включается в бытовой труд, отдыхает, слушает радио, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь.

Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Если отец и мать не допускают ошибок в воспитании, душа ребёнка им всегда открыта. Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительные начала и тормозить негативные проявления. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико, прежде всего, потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких. В воспитательном процессе отец, мать, с одной стороны, и ребёнок — с другой, выступают как взаимодействующие личности. Воспитывая сыновей и дочерей, родители заботятся о пробуждении у них заинтересованности и желания воспринимать наставления, охотно выполнять предъявляемые требования, приучают их к самостоятельности, выявляют в каждом ребёнке творческий потенциал.

Общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.

Ребёнок не рождается личностью, он становится ею в процессе социализации — освоения опыта трудовой и общественной жизни. Существенной чертой высоко развитой личности является способность к саморегуляции, то есть самостоятельному, осознанному выбору действий и поступков в соответствии со сформированными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, не переоценивая силу и роль прямого запрета и принуждения. Насильно воспитывать нельзя.

Ребёнок не родится ни злым, ни добрым, ни трудолюбивым, ни ленивым, хоть ему свойственны индивидуальные наследственные задатки. От родителей передаются не только внешние черты — цвет глаз, волос, особенности телосложения, но и типологические особенности нервной системы, своеобразие в строении слуховых и зрительных центров мозга и др. Личностные качества и способности ребёнка формируются в первую очередь в процессе общения с родителями и участия в разнообразных видах деятельности — игре, труде, учёбе, спорте.

Иногда родители сетуют на то, что их дети растут разными — один строптив, другой покладист, один спокоен, другой шаловлив. В соответствии с природным темпераментом — холерическим, флегматическим, сангвиническим, меланхолическим — дети по-разному себя ведут, своеобразно реагируют на одни и те же воздействия окружающей среды, избирательно относятся к применяемым методам воспитания. Ребёнок — неповторимая индивидуальность со своими интересами, потребностями, склонностями, и индивидуальный подход к каждому из детей относится к ведущим принципам воспитания.

Уже в раннем детстве формируют нравственные качества человека. Возможности, упущенные в этот период, подчас невосполнимы в более старшем возрасте.

Главный путь нравственного воспитания маленького ребёнка — общение со взрослыми. Чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребёнком окружающего мира, шире возможности нравственного воспитания. Однако было бы проявлением педагогической безграмотности родителей их поведение, продиктованное стремлением не спускать с ребёнка глаз и бежать к нему по первому зову. Нужно уметь различать потребности ребёнка и его капризы, чтобы первые удовлетворять, а вторые пресекать.

Родителям не следует скупиться на ласку. Это, однако, не означает отсутствия требовательности по отношению к малышу. Ласковое, заботливое отношение важно сочетать с разумной требовательностью. Причём эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берётся малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше не повторится и т. д. На ребёнка надо смотреть как на самостоятельную личность, он умеет чувствовать так же, как и взрослый. За старание ребёнка надо похвалить даже в том случае, если достигнутые результаты незначительны.

Если взрослые не проявляют по отношению к малышу должного внимания или если они чрезмерно и неразумно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребёнка может возникнуть недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и злобность, страх, стремление к уединению.

Важно добиться, чтобы у малыша преобладали положительные эмоции — радость, сочувствие, доверчивость, а проявление таких отрицательных эмоций, как обида, страх, неудовольствие, гнев, вовремя замечались и гасились.

В дошкольный период незаменимым источником активного накопления ребёнком представлений о нормах морали являются сказки, рассказы, беседы, разъяснения взрослых, раскрывающие в доступной форме понятия доброты, честности, чуткости и др. Когда малыша знакомят с окружающим миром, читают ему или рассказывают, взрослые стараются подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Вот видишь — мальчик собачку ударил. Ей больно», «Смотри, вот девочка бабушке помогла. Надо всем помогать».

Моральные нормы усваиваются не только тогда, когда мы разъясняем ребёнку, что хорошо, а что плохо. Здесь всё начинается с деталей, с того, например, как родитель кормит ребёнка, приговаривая: «Кушай кашу, сыночек. Видишь, бабушка тоже просит кашки, мы ей не дадим.— Уходи бабушка. Мы сами съедим кашу!» И хотя бабушку прогоняют, шутя, у ребёнка появляются отрицательные установки: с бабушкой можно не считаться, с другими можно не делиться, всё себе.

Уже от малышей родители должны требовать нравственного поведения. Учитывая импульсивность и непосредственность поведения дошкольника, необходимо особое внимание обращать на развитие у него таких чувств, которые побуждали бы его поступать в соответствии с требованиями взрослых, учитывать интересы других людей — близких, сверстников. Малыш скорее поделится своими игрушками с другим ребёнком, если вы вызовете чувство симпатии к этому ребёнку, чем если бы вы стали просто требовать и приказывать сделать это. Ребёнок чувствует, что от него ждут правильных поступков и хорошего поведения и в большинстве случаев стремится оправдать ожидания.

У детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявить заботу о других. Увидели на прогулке большую сломанную ветку — предложите убрать: ведь она будет мешать прохожим; встретили у подъезда маму с тяжёлой сумкой — предложите помочь донести сумку до квартиры.

Нравственное воспитание, таким образом, включает в себя вооружение ребят знанием нравственных норм и формирование у детей поведения в соответствии с этими нормами.

Цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитание в условиях семьи должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (игры, домашнего труда, учёбы и т. д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста.

Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Об этом свидетельствуют разнообразные вопросы дошкольника, его желание побольше узнать о происходящем вокруг.

Семья — микроколлектив, в котором складываются свои традиции, обычаи, оказывающие благотворное влияние на детей. Так, участвуя в подготовке и проведении традиционных семейных праздников, дети естественно приобщаются к культуре быта: убирают и украшают квартиру, занимаются кухонной стряпнёй, придумывают фирменные блюда, сервируют стол, готовят близким подарки, пишут поздравительные открытки.

Подарок, выбранный с учётом вкусов и потребностей виновника торжества, добрые слова и пожелания, адресованные ему,— не простая условность. В этом искренние родственные чувства находят соответствующую внешнюю форму проявления. В дни рождения отца и матери дети учатся культуре выражения своей любви и благодарности. Принимая вместе с родителями гостей, они на практике постигают этикетные тонкости застолья, поддержания беседы, вежливости и предупредительности.

Семейные традиции — это не только праздничные ритуалы. Не менее важными являются трудовые, спортивные и другие традиции — всей семьёй делать еженедельную генеральную уборку квартиры, в выходные дни отправляться в турпоходы, на экскурсии и т. д.

Игра — естественная форма выражения детской активности. Для дошкольников это и основной способ познания жизни. Как свободная деятельность, в которую ребёнок включается по собственному побуждению, игра всегда доставляет радость, удовольствие. Дети часами играют в семью, дочки-матери, куклы, в школу, магазин, больницу и т. д. Привлекательность игры создаёт личностную увлечённость процессом овладения необходимыми привычками. Так, играя в куклы, которых кормят завтраками и обедами, одевают, водят на прогулки, лечат и т. д., дети постигают модели человеческого поведения в различных житейских ситуациях. Эти игры полезны для девочек и мальчиков. Психологическая и практическая подготовка к выполнению социально важных функций отца и матери, хозяина и хозяйки дома обусловлена в значительной мере детскими играми.

Ролевые игры (в детсад, в библиотеку, школу, театр, магазин) при умелом, тактичном руководстве взрослых создают естественные ситуации для упражнения в дисциплинированном и культурном поведении. Отцу или матери иногда целесообразно стать непосредственным участником игры. Так легче поддержать детские игровые замыслы, корректировать их нравственное содержание.

Любые положительные качества ребёнка—доброжелательност ь, честность, правдивость и др.,— если они проявляются повседневно (в общении с отцом и матерью, братьями и сестрами, друзьями, знакомыми и незнакомыми), становятся в итоге чертами его характера.

Закономерность позволила педагогам вывести правило: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Какая семья, такой и растущий в ней ребенок.

Вывод: социальное, семейное, дошкольное и школьное воспитание должно осуществляется в неразрывном единстве.

Итак, семья глобально влияет на процессы и результаты становления личности, поэтому родителям серьезно нужно задуматься о том, правильные ли цели они ставят, нужные ли методы используют.

Воспитатели организуют активный обмен опытом семейного воспитания, предлагая родителям поделиться теми способами выхода из проблемных или конфликтных ситуаций, которые они уже опробовали в жизни:

  • капризы и упрямство детей в общественных местах;
  • неподчинение детей требованиям родителей;
  • педагогически неграмотное поведение мам и пап при общении с детьми в ситуациях разрешения конфликта;
  • оценки деятельности и личности дошкольников; и т.д.

Рекомендации родителям по сохранению психического и физического здоровья детей

  • Поверьте в уникальность своего ребёнка.
  • Позвольте ребёнку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть.
  • Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
  • В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание. Постарайтесь воздействовать на ребёнка просьбами – это самый эффективный способ давать ему инструкции.
  • Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его не менее 4, а лучше по 8 раз в день.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты у нас есть», «Я по тебе соскучилась», «Давай посидим вместе» .
  • Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите чёткие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного – лишь самые основные ).
  • Старайтесь бывать (читать, играть, заниматься) вместе. Не забывайте, что ключ к сердцу ребёнка лежит через игру. Именно в процессе игры вы сможете лучше понять друг друга, а также передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях.
  • Не вмешивайтесь в занятия ребёнка, с которым он справляется.
  • Помогайте, когда он просит.
  • Поддерживайте его успехи.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Активно слушайте его переживания и потребности. Делитесь и доверяйте свои чувства.

Воспитание наших детей зависит только от нас!

Авторы: Ястребкова Наталья Владимировна, воспитатель;

Бедарева Ольга Владимировна, воспитатель;

МБДОУ № 22 «Веснянка» г. Прокопьевск, Кемеровская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

О admin

x

Check Also

Родители и дети

Родители и дети Родители и дети: настоящая любовь. Ребенок в человека вырастает не сам, ребенка человеком делают родители. Ре­бе­нок рож­да­ет­ся без опы­та те­ку­щей жиз­ни, он — по­чти чи­стый но­си­тель ин­фор­ма­ции, ...

Старшие и младшие: как избежать детской ревности в семье — Статьи — Семья — Дети

Ожидание второго малыша — это радость для всей семьи. Но как ощущает себя при этом старший ребенок? Какими бы идеальными ни были родители, как бы они ни относились к детям, ...

Торт ребенку на день рождения – 50 классных идей

Торт ребенку на день рождения – 50 классных идей Оптимальный вариант детского торта – классические бисквитные коржи, генуэзский или масляный бисквит. Торт – любимое лакомство и взрослых, и малышей. Каждый ...

Какое домашнее животное стоит завести ребенку

Домашнее животное для ребенка Большая часть взрослых уверены, что домашнее животное для ребенка – это всего лишь игрушка, которая вскоре надоест. Как ни странно, но мамы и папы не всегда ...

Где зимой отметить День рождения ребенку

Где зимой отметить День рождения ребенку Зимой есть множество отличных способов организовать незабываемый детский день рождения. Отмечать день рождения ребенка дома, либо отправиться в кафе и позвать туда аниматоров — ...

Когда и зачем ребенку нужен плановый медосмотр?

Когда и зачем ребенку нужен плановый медосмотр? Для того чтобы быть уверенным в нормальном развитии ребенка, нужно периодически показывать его врачам. Здоров ли малыш, соответствует ли нормам развития, все ли ...

Что подарить ребенку на Новый Год 2018

Что подарить ребенку на Новый Год 2018. Список подарков для детей Новый Год — это по-настоящему волшебный и сказочный праздник для многих людей. Особенно любят этот чудесный праздник — дети! ...

Что подарить ребенку на новый год

Что подарить ребенку на Новый год. Идеи подарков Что подарить ребенку на Новый год Приближаются новогодние праздники, и у родителей начинается предпраздничная головная боль: что подарить ребёнку на Новый год? ...

Что подарить ребенку на Новый год 2019

Что подарить ребенку на Новый год 2019 — сыну, дочке Сложно найти ребенка, который бы равнодушно относился к новогодним праздникам. Новый год для детей, это, в первую очередь, долгожданные подарки ...

Какую породу кошек выбрать в квартиру, сельский дом, ребенку

Какую породу кошек выбрать? У тебя (а может, у твоего ребенка?) медленно, но неотвратимо зреет мечта завести котенка. Ты готова приютить «дворянина» без фамильного герба, лишь бы он стал тебе ...

Как правильно выбрать имя ребенку — значения имени, отчества, влияние месяца и времени года рождения на характер детей

Как выбрать имя для ребёнка? С раннего детства на протяжении всей жизни ни одно слово мы не слышим так часто, как собственное имя. Оно состоит из набора звуков различной высоты, ...

Как выбрать счастливое имя ребенку

Как выбрать счастливое имя ребенку. Мужские и женские имена. Имя несет в себе звук, информацию, функцию. Человек соотносит себя с именем, открывается навстречу имени. И потому имя проникает в бессознательное ...

Как выбрать имя ребенку: несколько важных правил

Как правильно выбрать имя для ребенка? Выбор имени для ребенка — одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются новоиспеченные родители. Однако, большинство из них чаще задумываются о его красоте ...

Чем занять ребенка летом

Чем занять ребенка летом? Лето – идеальная пора для семейного отдыха. Каникулы и отпуск позволяют стать ближе со своими детьми, которых в другое время видишь либо за обеденным столом, либо ...

Чем занять ребенка летом, Растем и развиваемся вместе с мамой!

Чем занять ребенка летом Чем занять ребенка летом?- Вы тоже задаете себе этот вопрос? Если да, тогда давайте вместе придумаем, чем занять ребенка летом! Занятие по возможности должно быть таким, ...

Заказать детские торты на день рождения ребенка с доставкой по Москве

Детские торты на день рождения Проще торт — ниже цена Заменим аллерген в начинке и декоре. Машины с холодильником. Любой интервал 4 часа. Цена 1500 Р за кг Этот торт ...

Как собрать ребенка в лагерь или санаторий — список вещей и документов

Собираем ребенка в лагерь или санаторий Мы отправляли в этом году дочь в санаторий в первый раз и, честно говоря, толком не знали, что с собой ей давать, поэтому звонили ...

Как собрать ребенка в лагерь первый раз

Как собрать ребенка в лагерь первый раз Закончилась школа и пришли долгожданные летние каникулы, когда многие родители отправляют своих детей к бабушкам либо в детские современные лагеря. Такой процесс общей ...

Как собрать ребенка в лагерь?

Как собрать ребенка в лагерь? Поездка на лагерь всегда является долгожданною для ребенка и обычно хлопотною для родителей. Главная проблема заключается в том, как собрать ребенка в лагерь так, чтобы ...

Как собрать ребенка в лагерь: список вещей

Как собрать ребенка в лагерь? Пришла пора летних каникул, родители активно начинают искать хорошее место для досуга детей. Волнений и переживаний много: различные встречи с новыми людьми, интересное времяпрепровождение с ...

Как выбрать роликовые коньки для детей 3, 5, 6, 7, 11 лет? Как правильно выбрать роликовые коньки для ребенка, начинающего кататься?

Как выбрать роликовые коньки для детей 3, 5, 6, 7, 11 лет? Как правильно выбрать роликовые коньки для ребенка, начинающего кататься? Сегодня все стараются заниматься спортом. Многие ходят в тренажёрные ...

Рейтинг@Mail.ru